вторник, 17 июня 2014 г.

Джорджоне «Сельский концерт»


"СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ" /The Pastoral Concert


«Биография» этого произведения не вполне ясна. Известно, что в 1627 году мантуанский герцог продал ее английскому королю Карлу I, откуда в 1649 году она перешла во владение французского банкира Эверарда Ябаха, в а 1671 году по совету Кольбера была выкуплена у него Людовиком XIV и с тех пор находилась в Лувре. Однако в истории ее происхождения по коллекциям встречаются не до конца выясненные обстоятельства («Journal of the Royal Society» 1971).

 

ПЕРСОНАЖИ

На картине изображены два юноши-музыканта и две женщины – предположительно музы или нимфы, одна с кувшином, другая со свирелью в руках. Действие происходит на лоне природы.

 

АВТОРСТВО. ДЖОРДЖОНЕ ИЛИ ТИЦИАН?

Произведение датируется 1509-1510 гг. т.е. последними годами жизни художника.
Картина была написана совместно с Тицианом, по задуманному сюжету Джорджоне. Тициан мог заканчивать в ней пейзаж, как он это сделал в  1514 году в «Пире Богов» Джованни Беллини. Возможно, что женскую фигуру слева писал также Тициан (постановка фигуры, более смягчённые контуры музы с кувшином. Столь созерцательное и мечтательное произведение типично для творчества Джорджоне, и на мой взгляд приписывать авторство Тициану ошибочно, но что поделать – Лувр считает иначе. 

 

ПАСТОРАЛЬНЫЙ ЖАНР

«Сельский Концерт» пасторальное произведение, одно из тех, которое развивало и формировало пасторальный жанр (как самостоятельный жанр оформился лишь в 18 веке).
Предположительно действие происходит в Аркадии – мифологический древнегреческий рай. Эта область древней Греции славилась своим скотоводством, где пастушество было самой распространённой профессией. Отсюда - «пастух» - и слово «пасторальный» - «pastorale» — пастушеский, сельский.
На картине изображены два музыканта – городской житель с виолой /барной лютней (одежда схожа с одеждой «Придворного», где Рафаэль изобразил своего друга Бальдассара Кастильоне, а также с  костюмами из картин Витторе Карпечо – "Венецианские молодые люди" – Венеция конец 15 начало 16 вв.) и сельский житель – босой деревенский пастух.  Венецианская аристократия противопоставляется простому обыкновенному пастуху.
Романтический мир пасторали, зыбкая и магическая тишина природы, а также античная тема священных родников, одна из излюбленных художественных мотивов в литературе Возрождения и Венецианской живописи, которая в полноте своей отразилась на холсте Джорджоне.

 

ИСТОЛКОВАНИЕ КАРТИНЫ. МУЗЫ

Исследовательница Патриция Эган считает, что на картине отражены учения о высших и низших жанрах поэзии и связана с «Поэтикой» Аристотеля.  Полотно разделено на пастушескую часть (с изображением дуба) и поэтическую (лавр у водоема), а также на две группы - музы – и противоположность им - юноши, которых они вдохновляют.
Песня, музыка - это один из первых видов искусств, которому покровительствовала муза. Культ музы был впервые введен великанами Алоады, которые считали что муз три – Мелета (опытность), Мнема (память), Аойда (песня). На холсте женщины олицетворяют муз вдохновляющих своих музыкантов. Тут античный миф живет своей полнокровной жизнью.

 

ИСТОЛКОВАНИЕ КАРТИНЫ. НИМФЫ

Некоторые исследователи (Филипп Фел) считают, что обнаженные женщины это не музы, а  нимфы - олицетворение природы. Дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники леса, поля и луга. Нимфа со свирелью в руке подобно своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе Трона Людовизи (5 век до н.э.) и нимфа с кувшином составляют единое целое. Нимфы в этом толковании остаются не видимыми для юношей. Возможно, по замыслу Джорджоне эти прекрасные женщины действительно видны только зрителю, об этом говорит и надвигающийся по направлению к нам пожилой пастух со своим стадом, который мог бы разрушить идиллию. Пастухи усерднее всех почитали нимф и приносили им в жертву первые плоды земли, первый приплод стада, коз, мед и оливковое масло.

 

ВДОХНОВЛЕННЫЕ ДЖОРДЖОНЕ

Не только современники вдохновлялись творчеством Джорджоне, что касается Тициана – это был больше, чем приемник художника. Благодаря или вопреки в 1863 году была написана современная версия «Сельского концерта». Это была скандальная картина «Завтрак на траве» кисти импрессиониста Эдуарда Мане. Полотно Мане схоже по духу с полотном Джорджоне, но композиция и расположение фигур было безусловно взято с гравюр Маркантонио Раймонди «Суд Париса» (1513- 1514) по эскизам Рафаэля.. но это уже совсем другая история.

Дополнительно:
Влияние поэзии: "Аркадия" Якопо Саннадзаро, "Фьезоланские Нимфы", Пьетро Бембо Азоланцы.
Основной материал взят из книги «Джорджоне: очерки о творчестве» Н.А. Белоусова, Издательство «Изобразительное Искусство» 1982, Москва.

Комментариев нет:

Отправить комментарий